Все уважаемые посетители портала и случайно зашедшие по интересующей теме: - "НЕ УЖЕЛИ ВЫ ПО СТОРОНАМ НЕ СМОТРИТЕ? А ЕСЛИ СМОТРИТЕ, ТО НЕУЖЕЛИ НИЧЕГО НЕ ВИДИТЕ?". Ответьте себе и мне на вопрос: - "Как в Донецкой Народной Республике, да и в той-же Луганской Народной Республике, которые находились с 2014 года по 2022 год в глухой обороне не было введено военного положения?" КОНЕЧНО ЖЕ ОНО БЫЛО ВВЕДЕНО! Причем далёком 2014 году и действует оно ДО-СИХ-ПОР!
В общем всем тем, кто хочет детально вникнуть в тему - "ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ в ДНР", чуть ниже в спойлере (для разворота жми +), представлена хронология событий введения военного положения в ДНр, как оно вводилось, как хотели отменить, законно ведено или нет, в общем всё что интересно обывателю и юристам :).
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ: ХРОНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ
Автор статьи прослеживает хронологию принятия и вступления в силу
нормативных правовых актов, касающихся введения военного положения и
комендантского часа на территории Донецкой Народной Республики, в 2014-2016 годах.
Ключевые слова: Донецкая Народная Республика, особый правовой режим,
военное положение, комендантский час.
THE MARTIAL LAW ON THE TERRITORY OF THE DONETSK PEOPLE’S
REPUBLIC: CHRONOLOGY OF THE REGULATIONS ADOPTION
The author of article traces the chronology of acceptance and entry into force the
regulations concerning introduction of the martial law and a curfew on the territory of the
Donetsk People’s Republic in 2014-2016.
Key words: Donetsk People’s Republic, specific legal regime, the martial law, curfew.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или
практическими заданиями. Вооруженный конфликт на Донбассе, начавшийся в 2014
году, наглядно демонстрирует зависимость притязаний гражданского/мирного населения
к условиям проживания от фазы активности боевых действий. В то время как граждане,
находящиеся в прифронтовых районах, озабочены проблемами физического выживания
(укрыться от обстрелов, обеспечить себя и близких водой, питанием, теплом, получить
медицинскую помощь в случае ранения), население, проживающее в районах, где
отсутствует угроза жизни и здоровью, озабочено комфортностью своего бытия (наличие
ассортимента товаров и услуг не первой необходимости, соблюдение своих интересов и
возможность реализовать наиболее широкий спектр своих прав). В этом контексте
ограничение гражданских прав, связанное с введением военного положения, объективно
вызывает недовольство населения и актуализирует вопрос законности его введения на
территории Донецкой Народной Республики (далее – ДНР, Республика).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение
данной проблемы и на которые опирается автор. Изучению проблематики военного
положения посвящены работы Д.Н. Артамонова [1], В.И. Боева [2], И.Л. Дьяченко [3],
О.В. Зиборова [4], В.В. Лозбинева [5], С.В. Пчелинцева [6] и др., где исследованы как
организационно-правовые аспекты юридического института военного положения, так и
история разработки законодательной базы и практики применения военного положения в
России и за рубежом.
Нерешенные ранее части общей проблемы, которым посвящается
обозначенная статья. Военное положение на территории ДНР как юридический факт
ранее предметом научных исследований не являлось. По состоянию на момент написания настоящей статьи представители государственных органов Республики не дают
однозначного ответа на вопрос о том, существует ли на территории ДНР военное
положение.
Формулировка целей статьи. Целью написания настоящей статьи является
исследование хронологии принятия нормативных правовых актов Донецкой Народной
Республики, касающихся введения на территории Республики военного положения, для
завершения общественной дискуссии по данному вопросу.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием
полученных научных результатов. В соответствии с законодательством ДНР военное
положение является одним из видов особых правовых режимов. Военное положение на
территории ДНР вводится указом Главы Донецкой Народной Республики (далее – Глава),
утвержденным Народным Советом Донецкой Народной Республики (далее – Народный
Совет ДНР). Указ Главы подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио
и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию (ст.ст. 1, 3, 29
Закона Донецкой Народной Республики «Об особых правовых режимах» [7]).
Таким образом, деятельность уполномоченных государственных органов и
должностных лиц ДНР по введению военного положения является публичной, открытой,
следовательно, хронологию принятия и вступления в силу соответствующих нормативных
правовых актов можно проследить по официальному источнику законодательства ДНР –
сайту http://dnr-online.ru/doc/ [8].
Установлено, что 25 мая 2014 года Совет Министров Донецкой Народной
Республики, рассмотрев обращения и просьбы граждан ДНР, Совета Безопасности ДНР,
командования Вооруженных Сил, используя свое право на индивидуальную или
коллективную самооборону, предоставленную 51-й статьей Устава Организации
Объединенных Наций, согласно п. 7 ст. 89 Конституции ДНР принял Постановление № 6-
5 «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения» [9]
(далее – Постановление № 6-5). Военное положение было введено с 00 часов 26 мая 2014
года на всей территории ДНР и могло быть отменено на всей территории или на части
территории ДНР решением Совета Безопасности ДНР после прекращения внешней
агрессии против Республики. Постановлению № 6-5 был придан статус Конституционного
закона и высшая юридическая сила по сравнению с нормами Уголовного кодекса,
Уголовно-процессуального кодекса и другими законами.
Официальных документов, отменяющих на территории ДНР (всей либо частично)
военное положение, введенное Постановлением № 6-5, нами не обнаружено, что может
быть объяснено незавершенностью внешней агрессии против ДНР.
В средствах массовой информации широко цитируется нижеследующий приказ,
датированный 16 июля 2014 года: «Приказ Командующего Ополчением Донецкой
Народной Республики. Учитывая нависшую над городом Донецком опасность, и во
исполнение задач по обороне г. Донецка приказываю: Ввести военное положение в
некоторых районах г. Донецка; границы районов, в которых будет введено военное
положение, определить в рабочем порядке. Ввести в действие режим комендантского
часа. Определить режим комендантского часа с 23.00 до 06.00 утра. Командующий
Ополчением ДНР Игорь Стрелков» [10].
Документального подтверждения существования такого приказа нами не
установлено. В любом случае, принимая во внимание дату издания вышеупомянутого
приказа, он лишь дублировал бы изданный ранее и не утративший силу нормативный
правовой акт – Постановление № 6-5.
Как отмечалось выше, Постановление № 6-5 ссылается на п. 7 ст. 89 Конституции
ДНР. К этому времени, а именно 14 мая 2014 года, Конституция ДНР уже была принята,
однако ее текст, опубликованный на официальном сайте ДНР [11], содержит всего 86
статей, что делает ссылку Постановления № 6-5 некорректной.
В опубликованном тексте Конституции ДНР введение правового режима военного
положения регулируется п.п. 6 п. 1 ст. 59: «Глава Донецкой Народной Республики… в
интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом
чрезвычайное и военное положение в Донецкой Народной Республике с последующим
утверждением Народным Советом Донецкой Народной Республики».
Очевидно, что Постановление № 6-5 нарушает нормы Конституции ДНР в части
процедуры введения военного положения, однако следует учесть тот факт, что по
состоянию на май 2014 года должность Главы ДНР не замещалась вплоть до выборов,
которые состоялись 02 ноября 2014 года. Свой первый Указ «Об отставке
Совета Министров Донецкой Народной Республики» Глава ДНР принял в связи со
вступлением в должность 04 ноября 2014 года [12].
Кроме того, Закон ДНР «Об особых правовых режимах», регламентирующий
действие военного положения как разновидности особых правовых режимов, был принят
лишь спустя год после принятия Постановления № 6-5 – 24 марта 2015 года и вступил в
силу после официального опубликования 15 апреля 2015 года [7].
Статьей 45 указанного Закона Главе Донецкой Народной Республики предложено
привести свои, а также принятые ранее Советом Министров Донецкой Народной
Республики нормативные правовые акты в соответствие с законом. Однако срок, в
течение которого Глава должен это сделать, законодательно установлен не был.
Таким образом, неприведение к моменту написания настоящей статьи
Постановления № 6-5 в соответствие с требованиями Закона ДНР «Об особых
правовых режимах» де-юре не может рассматриваться как основание для отмены
(прекращения действия) военного положения на территории ДНР.
Наглядным примером сохранения в ДНР режима военного положения является
наличие комендантского часа. Согласно подпункту «л» статьи 30 Закона ДНР «Об особых
правовых режимах» введение комендантского часа является мерой военного положения,
осуществляемой на основании указа Главы ДНР в условиях действия военного
положения.
Постановлением № 6-5 (п. 4 «б») уполномоченные представители Совета
Безопасности ДНР на местах получили право вводить комендантский час, ограничивать
или запрещать движение автотранспорта, в том числе устанавливать блокпосты,
производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц, временно
воспрещать любые перемещения транспортных средств в районах боевых действий.
Де-факто комендантский час имел место в ДНР с лета 2014 года, однако если не
принимать во внимание процитированный выше Приказ Командующего Ополчением ДНР
от 16 июля 2014 года [10], то документальное подтверждение введения комендантского
часа в 2014 году установить не представилось возможным.
Первый официальный документ, касающийся введения комендантского часа,
датирован 27 января 2016 года – Указ Главы ДНР № 16: «В связи с возобновлением
боевых действий, активизацией деятельности диверсионно-разведывательных групп
Вооруженных Сил Украины, постоянным нарушением Минских соглашений по
прекращению огня, в условиях внешних обстоятельств, представляющих реальную угрозу
человеку, обществу, конституционному строю и государству, руководствуясь Законом
Донецкой Народной Республики от 03.04.2015 № 23-ІНС «Об особых правовых режимах»,
постановляю: ввести на территории Донецкой Народной Республики комендантский час
как необходимую меру военного положения. Определить действие комендантского часа с
23.00 до 05.00 часов…»
Народный Совет ДНР в соответствии с ч. 1 ст. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона Донецкой
Народной Республики от 03.04.2015 № 23-ІНС «Об особых правовых режимах»,
рассмотрев Указ Главы ДНР от 27.01.2016 № 16, одобрил введение на территории
Донецкой Народной Республики комендантского часа как необходимой меры, о чем
29 января 2016 года принял Постановление «О заявлении Народного Совета по поводу
введения комендантского часа на основании Указа Главы Донецкой Народной Республики
от 27.01.2016 № 16» [14].
Выводы по исследованию и перспективы дальнейших поисков в данном
направлении. Введя своим Указом от 27.01.2016 № 16 на территории ДНР
комендантский час «как необходимую меру военного положения», Глава ДНР де-факто
подтвердил наличие режима военного положения, который не прекращал своего действия
на всей территории ДНР с 00 часов 26 мая 2014 года по настоящее время.
Список использованной литературы
1. Артамонов, Д.Н. Институт военного положения по советскому праву [Текст] /
Д.Н. Артамонов. – М.: ВЮА, 1952. – 136 с.
2. Боев, В.И. Механизм уголовно-правового регулирования режима военного
положения [Текст]: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08 «Уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право» / Боев Валерий Иванович. – М., 2008. – 425 с.
3. Дьяченко, И.Л. Конституционный режим военного положения в России (по
реализации права на индивидуальную и коллективную самооборону) [Текст]: дис. … канд.
юрид. наук: 12.00.02 «Конституционное право; государственное управление;
Совет Министров ДНР
Постановление No6-5
«О введении на территории Донецкой Народной Республики военного
положения»
г. Донецк,
25 мая 2014 года
Совет Министров Донецкой Народной Республики, рассмотрев обращения и
просьбы граждан ДНР, Совета Безопасности ДНР, командования Вооруженных
сил, используя свое право на индивидуальною или коллективную самооборону,
предоставленную 51-й статьей Устава Организации Объединённых Наций,
согласно ст.89, п.7 Конституции ДНР,
постановляет:
1. В связи с актом внешней агрессии против ДНР со стороны военных и
военизированных формирований, подчиняющиеся властям Киева, ввести с 00 часов
26 мая 2014 года военное положение на всей территории Донецкой Народной
Республики.
2. В период военного положения все функции органов государственной власти в
области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной
безопасности на местах принадлежат уполномоченным представителям Совета
Безопасности ДНР.
3. Совету Безопасности предоставляется право:
а) Производить выборочную мобилизацию лиц от 20 до 40 лет, а для офицерского
состава - до 50 лет, умеющих владеть оружием или обладающими необходимыми
Армии навыками в действующую регулярную Армию ДНР, отдавать уклонистов и
дезертиров под суд Военно-полевых судов.
б) Привлекать граждан для выполнения любых оборонных работ, а также
вооруженной и невооруженной охраны объектов.
в) Устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования сил
Армии, используя, прежде всего, общественные здания, а также устанавливать
обязанность предприятий общественного питания по организации питания
расквартированных частей.
г) Объявлять временную транспортную повинность для любых владельцев
транспортных средств.
д) В случае крайней необходимости решением Совета Безопасности производить
изъятие транспортных средств и любого имущества необходимого для нужд
обороны, включая продовольствие, у организаций и предприятий всех форм
собственности. В случае изъятия имущества для военных целей, юридические лица
получают Акт, за подписью представителя Совета Безопасности, чьим решением
было изъято такое имущество. В Акте подробно перечисляется состав изъятого
имущества, для целей послевоенного возмещения потерь. Изъятие имущества
организаций без составления такого Акта не допускается. Изъятий личного
имущества граждан не допускается, ни при каких обстоятельствах. Изъятие личного
имущества приравнивается к мародерству, и карается по всей строгости закона
е) Устанавливать режим пропуска государственной границы ДНР в определенных
районах, а также временно запрещать её пресечение.
4. Уполномоченные представители Совета Безопасности на местах имеют право
издавать акты и принимать решения, а именно:
а) Издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за
неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде
лишения свободы сроком до 3 месяцев, с привлечением к труду.
б) Отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и
общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и
немедленного исполнения.
Неисполнение распоряжений военных властей приравнивается к саботажу,
виновные в неисполнении распоряжений привлекаются к военно-полевому суду.
в) Вводить комендантский час, ограничивать или запрещать движение
автотранспорта, в том числе устанавливать блок-посты, производить в
необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц, временно
воспрещать любые перемещения транспортных средств в районах боевых действий.
5. Все местные органы государственной власти, государственные учреждения,
общественные организации и предприятия всех форм собственности обязаны
оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и
средств данной местности для нужд обороны Донецкой Народной Республики от
внешней агрессии, и обеспечения общественного порядка и безопасности.
Уполномоченные представители Совета Безопасности на местах имеют право
отстранять любых должностных лиц в районах своей ответственности от
исполнения обязанностей, кроме лиц, представляющих вышестоящее Военное
командование, депутатов Верховного Совета, Членов Правительства и центральных
органов власти ДНР.
6. Уполномоченные представители Совета Безопасности формируют на местах
Военно-полевые суды, в составе пяти человек с обязательным включением двух
представителей местных или центральных органов государственной власти ДНР, из
лиц старше 35 лет. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а
также за преступления: умышленное убийство, или покушение на него, шпионаж,
диверсия, поджог, мародерство, разбой, грабеж, хищение и повреждение военного
имущества, распространение панических слухов или призывов к неподчинение
военным властям, уклонение от военной службы или дезертирство, а также все
преступления, совершенные во время несения службы виновные подлежат
ответственности по законам военного времени перед военно-полевыми судами.
7. Военно-полевой суд не имеет право привлекать к ответственности
военнослужащих стороны противника, если они исполняли свои обязанности в
форме, и с отличительными знаками. В этом случае такие лица имеют статус
военнопленных, и подлежат охране в соответствии с нормами международного
права о статусе военнопленных. Лица, задержанные без формы и опознавательных
знаков, или документов, показывающих государственную принадлежность Армии,
военнопленными не считаются, и могут быть привлечены к ответственности
Военно-полевыми судами. Лица, принадлежащие к карательным отрядам так
называемой «национальной гвардии», и других карательных отрядов,
терроризирующие местное население, не считаются военнопленными. Сотрудники
украинских и иных зарубежных ЧВК и наёмники не считаются военнопленными.
Сотрудники спецслужб подчиняющихся Киеву, и других иностранных государств
не считаются военнопленными.
8. Рассмотрение дел в военно-полевых судах производится по нормам,
установленным «Положением о военно-полевых судах». Военно-полевой суд
наделяется правом в ускоренном порядке разбирать дела, относящиеся к
поддержанию порядка в зоне военных действий. Военно-полевой суд имеет право
заочно приговорить членов особо опасных банд грабящих местное население к
любой мере наказания, адекватной содеянному. Исполнение такого приговора
возможно в момент задержания членов соответствующих банд.
9. Приговоры Военно-полевых судов кассационному обжалованию не подлежат и
могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора Верховным Военным
Трибуналом, создаваемым по решению Совета Безопасности ДНР.
10. Приговор Военно-полевого суда, по решению соответствующего Совета
Безопасности ДНР, может быть отменён на любой стадии процесса, в случае обмена
подсудимого на плененных противоположной воюющей стороной лиц.
11. Военное положение отменятся на всей территории или на части территории ДНР
решением Совета
Безопасности ДНР, после прекращения внешней агрессии против
12. Данное постановление имеет силу Конституционного закона, и имеет высшую
юридическую силу по сравнению с нормами Уголовного кодекса, Уголовно
процессуального кодекса, и дру™"'” — —
ДНР.
Председатель
Совета Министров ДНР
Заместитель Председателя
Совета Министров ДНР
Управляющий делами
Совета министров ДНР
Заместитель Председателя
Совета Министров ДНР
1-й заместитель Председателя
Совета Министров ДНР
А.Е. Пургин
А.А.Калеусский
А.А.Семенов
А.Ю. Бородай
1. В связи с актом внешней агрессии против ДНР со стороны военных и
26 мая 2014 года военное положение на всей территории Донецкой Народной
Республики.
3. Совету Безопасности предоставляется право:
дезертиров под суд Военно-полевых судов.
вооруженной и невооруженной охраны объектов.
транспортных средств (Учреждения, ЮР лица).
д) Изъятие личного имущества граждан не допускается, ни при каких обстоятельствах. Изъятие личного
имущества приравнивается к мародерству, и карается по всей строгости закона.
# Военное положение в ДНР - 2022, #ЗАКОН + СУТЬ. #Важные нюансы постановления и указ.